svet@ama-light.ru
+7 (991) 503 15 77
Российско-итальянский завод дизайнерского освещения
Новосибирск
Пн-Пт: 09:00-18:00

Что такое ар-деко? Зарождение стиля. Архитектура.

История стиля ар-деко.

Год рождения ар-деко 1925-ый год. Именно тогда, в Париже, прошла Международная выставка современных декоративных искусств и промышленных изделий. Где впервые появились предметы в стиле Ар-деко.

Корни ар-деко связаны с несколькими художественными движениями и стилями рубежа XIX-XX веков. Включая своего прямого предшественника – ар-нуво (Или МОДЕРН), неоклассицизм, а также ряд модернистских течений (экспрессионизм, футуризм, кубизм, конструктивизм).

Ар-деко – влиятельное течение в интерьере, архитектуре и декоративном искусстве, впервые появившееся во Франции в 1920-х годах XX века и достигшее расцвета во всем мире в 1930-е –1940-е годы. Однако, родина стиля находится не в Старом Свете, а в Америке. Жители этой страны не видели своими глазами бедствий и ужасов, которые принесла Европе Первая мировая война. Они лишь ощущали гнетущее, пессимистическое настроение, распространившееся по всему миру.

Символы АР-ДЕКО.

Поскольку шла мощная волна депрессий, пессимистического настроя, людям как-то необходимо было пережить тяжелые времена. Они организовывали праздники, им хотелось роскоши, легкости и блеска. Главным символом стиля ар-деко стало солнце, оно воплощало идею возрождения и оптимизма. Этот знак часто использовали в различных орнаментах и отделке. Кроме того, практически во всех интерьерах ар-деко можно было встретить зеркало в золотой раме. Оно напоминало солнечный диск. Как продолжение солнца – золотые предметы и блестящие металлы.

Мастера ар-деко любили использовать такие материалы, как алюминий, нержавеющая сталь, эмаль, инкрустации по дереву, кожа акулы и зебры. Активно применяли зигзагообразные и ступенчатые формы, широкие и энергичные кривые линии (в отличие от мягких текучих кривых модерна), мотивов шеврона и клавиш фортепьяно. Некоторые из этих декоративных мотивов стали повсеместными, например, узор клавиш, который встречался в дизайне дамской обуви, батарей отопления, лекционных залов Радио-сити и шпиля небоскреба Крайслер билдинг. В этом стиле охотно оформлялись интерьеры кинотеатров и океанских лайнеров, таких как «Иль де Франс» и «Нормандия». Ар-деко был роскошен, и считается, что эта роскошь – психологическая реакция на аскетизм и ограничения в годы Первой мировой войны.

Крайслер-билдинг

Небоскреб Крайслер-билдинг (Chrysler Building) – одна из главных достопримечательностей Нью-Йорка. Крайслер-билдинг был построен в 1928–1930-ые годы по проекту американского архитектора Уильяма ван Алена (William Van Alen)

На пересечении 42-й улицы и Лексингтон-авеню, официальное открытие состоялось 27-го мая 1930-го года.

Крайслер Билдинг считается офисным зданием, но в нем были скрыты несколько апартаментов. На верхнем этаже имел квартиру и офис Уолтер Крайслер. Холл небоскреба отличают красные стены из марокканского мрамора с узором, напоминающим пламя, и пол, выполненный из жёлтого сиенского мрамора. Мраморная отделка, в сочетании с высокими потолками, иллюстрирует богатство периода ар-деко. Освещение в холле теплое, слегка приглушенное.

Оформление дверей лифтов демонстрирует влияние экзотики Египта на стиль ар-деко. Отделка из собранных из привезенных со всех уголков мира ценных древесных пород сочетается с нержавеющей сталью. Все 32-а лифта здания были спроектированы лично Ван Аленом.

Интерьеры ар-деко в крайслер-билдинг

Изысканно инкрустированные двери и кабины лифтов, тиковое дерево, филиппинское красное дерево, кубинская слива, английский клён с зелёной древесиной, американская и южно-африканская примавера, осина, кудрявый клён и ореховое дерево из Америки, австралийский шёлковый дуб. Богатая отделка деревом – это буквальный образ автомобиля в оформлении интерьера здания, ведь автомобили того времени имели в своей внутренней отделке множество деревянных элементов, а также деревянную панель приборов.

Необыкновенно элегантен холл, а на вершине здания находилась обзорная площадка, замененная через несколько лет рестораном. Все эти предприятия перестали окупаться, когда началась Великая депрессия. Именно тогда площадку обозрения превратили в частный клуб. Оттуда Вы могли увидеть весь Нью-Йорк. Самые верхние уровни здания узкие с низкими потолками, их создавали преимущественно для обозрения снаружи и использовали для радиооборудования и других механических и электрических аппаратов.

Фасады в стиле ар-деко.

Небоскрёб, в отличие от большинства зданий, построен из светлых и темных кирпичей. Сочетание кирпичей в кладке не случайно: архитектору нужно было, чтобы окна здания не терялись на фасаде, а наоборот, четко выделялись, поэтому оконные проёмы строились из кирпича более темного оттенка. Металлическое оформление короны при солнечном свете создаёт игру бликов на металле. А по ночам треугольные окна этой короны подсвечиваются изнутри.

Корона крайслера.

Здание является примером ар-деко в архитектуре. Самая заметная деталь здания Крайслера – его корона. Гений Ван Алэн увенчал главную башню куполом и создал одну из самых красивых мансард в мире. Своеобразная орнаментация башни повторяет мотивы дизайна колпаков на дисках колёс автомобилей марки «Крайслер» того времени. Это – один из лучших образцов периода ар-деко в архитектуре Нью-Йорка, самого красивого периода в развитии города.

Почти год 77-ми этажное здание в стиле ар-деко высотой 320-ть метров оставалось самым высоким в мире. Но его не «обогнал» в гонке небоскребов возведенный по соседству Эмпайр-стейт-билдинг (Empire State Building). История сооружения Крайслер-билдинг – это сага о соперничестве бывших друзей. Они стали непримиримыми врагами. Речь идет об архитекторах Ван Алене и Северансе (Harold Craig Severance), строителе Трамп-билдинг (The Trump Building). Каждый желал, чтобы его небоскреб стал самым высоким в мире. Ради этого Северанс увеличил высоту своей постройки на два фута (около 0,7-ми метров) и вырвался вперед. Но ван Элену. Следовательно – Крайслеру, разрешили установить на крыше шпиль высотой 38 метров. Конструкцию тайно изготовили, собрали внутри недостроенного дома и собрали всего за полтора часа.

Критика.

В своё время здание подвергалось критике за «легкомысленный» дизайн, отошедший от прямого и функционального модернизма. К примеру, наверху есть громадные серебристые статуи в виде орлов. Но в целом публика принимала здание с восхищением и увлечением и даже давало прозвища. Одним из таких прозвищ было «Красавица Манхэттена». Со временем, небоскрёб «Крайслер» признали наивысшим архитектурным выражением эпохи 1920-х годов. В 2005 году нью-йоркский Музей небоскрёбов (New York Skyscraper Museum) опросил сотню архитекторов, брокеров, строителей, критиков, девелоперов, инженеров, историков, юристов, государственных служащих, владельцев недвижимости, планировщиков и школьников с просьбой составить десятку самых любимых небоскрёбов города. Здание Крайслер-билдинг в этом опросе занял первое место.

Эмпайр Стейт Билдинг образец стиля Ар-деко

Небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг – одно из самых известных зданий в мире. Его автор – архитектурное агентство «Шрив, Лэмб и Хармон» (Shreve, Lamb & Harmon). Компания стала первой в истории, которая решилась создать проект здания с более чем сотней этажей. Его открыли на Манхэттене в 1931 году. Его возвели менее, чем за полтора года. Он справедливо считался «восьмым чудом света», что и было отражено в росписи его холла. Но в 1970-х постройка Всемирного торгового центра лишила его пальмы первенства среди самых высоких зданий. А рост числа небоскребов заставил потускнеть ореол уникальности.

Существуют неподтвержденные свидетельства, что инвесторы, не обговаривали с архитектором количество этажей. Они попросили спроектировать здание настолько высоким, насколько это было возможно. Архитектор Уилльям Лэмб (William Lamb) начал с 50 этажей, но итогом стали 103 этажа.

Высота Эмпайр Стейт Билдинг

Высота Эмпайр Стейт Билдинг от основания до крыши составляет 381 метр. С учетом установленной на крыше антенны – 443,2-а метра. На 2020 год это второе по величине здание в Нью-Йорке, и 51-е – в мире.

До 1970-го года этот небоскреб оставался самым высоким на всей планете. Конкурент появился десятком кварталов южнее. В декабре 1970 года достроили северную башню Всемирного торгового центра. С учетом антенны башня достигла рекордной отметки в 530 м.

В последующие годы небоскребы других государств подвинули Empire State Building ещё дпльше мировых списках. Так что, когда террористы уничтожили «башни-близнецы» в 2001-м году он вернулся на лидером в рейтинге Нью-Йорка. Но уже в 2012-м здание оказалось на втором месте. Ведь к тому времени возвели Башню свободы высотой 417 м (по крыше).

История создания Эмпайр Стейт Билдинг.

Разработчики проекта Эмпайр Стейт Билдинг создали его всего за 2 недели. Оперативность объясняется тем, что они использовали наработки из других заказов. На месте будущего небоскреба стоял один из отелей сети «Астория», его предстояло снести. К работам приступили в 1929 году. Джон Раскоб (John Rascob), один из бизнесменов, финансировавших постройку небоскреба, надеялся привлечь инвестиции и начать возведение нового здания в том же году. Но в октябре рухнула Нью-Йоркская фондовая биржа, и начался кризис.

Ни Раскоб, ни еще один куратор проекта Альфред Смит (Alfred Smith) не потеряли деньги. Но обанкротились люди, планировавшие вложиться в проект. Несмотря на потерю источника средств, на угрозу низкого спроса на офисы в будущем небоскребе из-за очевидного кризиса, Раскоб и Смит предпочли взять кредит. Они не стали отказаться от проекта.

Эмпайр-стейт-билдинг с точки зрения своего основного функционала – обычное офисное здание. В первые годы – заполняемость офисных помещений была довольно низкой. Со временем ситуация улучшилась, и сейчас Эмпайр-стейт-билдинг заполнили практически полностью. Входной вестибюль высотного здания оформлен богатым лиловым и серым германским мрамором. На большой панели, которую установили здесь, разместили сделанный из алюминия барельеф. На нём можно увидеть сияющее солнце и силуэт Эмпайр-стейт-билдинг.

Начало строительства

Строительство Эмпайр Стейт Билдинг стартовало 22 января 1930 года – в разгар набирающей обороты Великой депрессии.

В зимние месяцы заканчивался снос гостиницы, а параллельно выкапывалась яма под гигантский фундамент. Возведение первых несущих конструкций началось 17 марта. Темпы стройки с первого этапа оказались впечатляющими. Первые 14 этажей возвели за 10 дней, а в дальнейшем строили примерно по 4 этажа в неделю.

Смотровую площадку 86-го этажа расположили на высоте примерно 340 метров. А также 102-го этажа – на уровне 371 метров. Обе имеют полный круговой обзор. Смотровые площадки украсили по потолку и полу проекциями ближайших зданий. Их можно увидеть, если подойти к панорамному остеклению. Отсюда открывается вид и на статую Свободы, и на Центральный парк.

Внутренняя планировка

Внутренняя планировка определялась больше фиксированным бюджетом и короткими сроками строительства, чем какими-либо архитектурными изысками. Поэтому, помещения проектировали в строго выдержанных, созданных в проекте установках. Не более 8,53-ёх метров от окон до коридоров. Такие размеры были необходимы, чтобы обеспечить во всех офисах нужный уровень освещения. Для того, чтобы сотрудники и посетители могли подниматься на любой этаж здания, в нем установили 73-и скоростных лифта, на которых до 80-го этажа можно добраться в течение одной минуты. Те, кто хотят подняться на самый верхний этаж пешком, должны будут преодолеть 1860-т ступеней. Расположение лифтов и фиксированные размеры офисных помещений определили всю конфигурацию небоскреба Эмпайр-стейт-билдинг и устройство его уступов. Размеры этажей с высотой уменьшаются, также сокращается и количество лифтов. Поэтому, самое высокое здание в городе получилось очень функциональным.

Американ Радиатор-билдинг, ещё одна жемчужина ар-деко.

В Нью-Йорке расположен небоскреб – Американ Радиатор-билдинг (American Radiator Building). Он считается одним из самых эффектных и узнаваемых высотных зданий планеты. Изначально 23-этажный небоскреб построили для Американской радиаторной компании (American Radiator Company). Занималась компания производством отопительных батарей и различной сантехники. Сегодня небоскреб привлекает внимание своим нестандартным оформлением фасада. Фасад имеет глубокий черный цвет. Удивительный контраст такому фасаду составляют элементы отделки золотистого цвета.

Характер Радиатор-билдинг.

Строительство небоскреба было завершено в 1924 году. В его внешнем виде гармонично сочетаются элементы стилей ар-деко и неоготики. Автором проекта известного небоскреба стал Реймонд Худ (Raymond Hood). До 90-х годов прошлого столетия небоскреб использовался как офисный центр. Но впоследствии сменил свой статус. Сейчас в его стенах располагается высококлассный бутик-отель. Отель Брайант-парк (Bryant Park Hotel). Поэтому провести несколько дней в небоскрёбе могут все желающие.

Здание поражает своим монументальным архитектурным объемом и высотой в 103 метра. Удивляло изящным ступенчатым силуэтом и необычной цветовой гаммой. Переключало внимание обычного жителя города на мелкие детали оформления трёх нижних этажей. Глянцем отливала отвлекало прохожего облицовка чёрным мрамором. Блестело обширное фасадное остекление. Притягивал взгляд чудный позолоченный архитектурный декор, выполненный «архитектурным скульптором» Рене Полем Чембелленом.

Весь этот эффектный внешний вид здания соответствовал и роскошному дизайну интерьера. А высокий уровень комфорта был достигнут грамотным зонированием и отличной инсоляцией внутреннего пространства. К сожалению этот дизайн не сохранился. Здание вошло в Национальный реестр исторических мест в 1974-м году. Именно поэтому утраты за полвека были неизбежны.

В 1998-м году новые владельцы изменили назначение небоскрёба: из конторского оно превратилось в отель Брайант-парк. Внешний облик исторического памятника был сохранён, практически, неизменным. А внутреннее пространство подверглось кардинальной реконструкции.

Архитектурная подсветка здания сделала небоскрёб достопримечательностью города даже в вечернее и ночное время. Одно из таких свидетельств – живописное полотно американской художницы Джоржии О’Кифф. На этом полотне, архитектурной красотке Нью-Йорка уделено особенное внимание.

Внешний вид здания.

Внешний вид здания очень символичен. В его облике нет ни одного случайного элемента. Выкрашенный в черный цвет кирпич символизирует уголь. А кирпичи, покрытые золотистой краской, символизируют огонь. Внутреннему оформлению здания тоже уделялось значительное внимание. Его отделку выполняли из ценных пород мрамора. А у входа установили большие черные зеркала. С 1998 года владельцем небоскреба является Филипп Пилевский (Philippe Pilewski). Он приобрел уникальное историческое здание за 150 миллионов долларов.

Радиатор-билдинг сегодня

По инициативе нового владельца в небоскребе открыли высококлассный отель. Этот отель готов предложить своим гостям 130-ь номеров. Главной же особенностью оригинального отеля стал расположенный в его подвале театр. Согласно действующему договору, по которому заключалась сделка по продаже здания, новый владелец не имеет права изменять его внешний облик. Сейчас удивительное высотное здание в стиле ар-деко является одним из самых узнаваемых небоскребов Нью-Йорка. Его черный фасад с отделкой позолотой особенно эффектно выглядит в солнечный день.

Здание Восточной Колумбии

Это здание считается самой узнаваемой работой архитектора Клауда Биилмана (Claud Beelman), создавший много зданий в стиле ар-деко в Лос-Анджелесе. Биилман спроектировал его для универмага Восточная Колумбия (Eastern-Columbia). Он разместил там не только свой 39-й магазин, но и главный офис.

Во время работы архитектора над проектом власти города ввели высотное ограничение застройки, но для небоскреба сделали исключение. Его высота составила 264 фута при разрешенных 150 футах. 13-этажное здание стало одной из архитектурных достопримечательностей Лос-Анджелеса. Фасад, облицованный голубой плиткой и декорированный медными панелями, сразу обращал на себя внимание.

«Восточные Колумбийские лофты»

Здание Восточной Колумбии, более известное под названием «Восточные Колумбийские лофты» (Eastern Columbia lofts). Спроектированно Клодом Билманом в новомодном в 30-х годах прошлого века стиле ар-деко. Это 13-этажное здание предназначалось под офисы штаб-квартиры Восточной и Колумбийской экипировочных компаний. А также их магазины мебели и одежды, в том числе и 39-ый магазин и офис самого архитектора. Со временем на верхних этажах были организованы пентхаусы, которые впоследствии выкупили знаменитости с мировым именем.

Неординарный объект, расположенный в Бродвейском театральном и коммерческом районе. Он отличается не только высотой, но помпезной отделкой глянцевой бирюзовой плиткой с темно-синими вкраплениями и декорированный медными панелями. Помимо глубины цвета и оригинального расположения окон, фасад украшают мотивы в виде солнечных лучей. Тут можно найти геометрические фигуры, зигзаги, шевроны и стилизованные изображения животных и растений.

Также Здание Восточной Колумбии увенчано четырехсторонней башней. На башне расположены уникальные часы и красуется неоновое название «Восток» (Eastern). А также центральная дымовая труба, окруженная четырьмя стилизованными контрфорсами.

Здание Восточной Колумбии построено из железобетона и облицовано глянцевой бирюзой. Вертикальный акцент здания подчеркнут глубоко утопленными полосами парных окон и перемычками с медными панелями. Они разделены вертикальными колоннами. Фасад украшен множеством мотивов – узоры солнечных лучей, геометрические формы, зигзаги, шевроны, стилизованные фигуры животных и растений.

Венчает здание четырехсторонняя башня с часами, украшенные неоном буквы «WESTERN» и увенчанная центральной дымовой трубой.

Тротуары, окружающие здание со стороны Бродвея и Девятой улицы, выложены разноцветными тераццо, уложенными в динамичный узор из зигзагов и шевронов. Центральный парадный вход имеет эффектный утопленный двухэтажный вестибюль, украшенный сине-золотыми терракотовыми солнечными лучами. Первоначально, вестибюль вел к пешеходной торговой галерее, проходящей через центр здания.

Спасибо за внимание!

Познакомьтесь с другими статьями о дизайне.

Заказать звонок

Подписка на рассылку

Отправить сообщение

Купить в 1 клик

https://mc.yandex.ru/pixel/4010432135020100303?rnd=%aw_random%