svet@ama-light.ru
+7 (991) 503 15 77
Российско-итальянский завод дизайнерского освещения
Новосибирск
Пн-Пт: 09:00-18:00

Что такое модерн? Классификация, предмодерн.

В прошлой статье мы разобрали: терминологию, идею и особенность стиля модерн.

Если не успели ознакомиться переходите и читайте. Читайте новые статьи в нашем блоге, там много интересного.

Сегодня мы поговорим о классификации модерна. О пред-модерне (периоде, который предшествовал эпохе модерна). Начальном периоде модерна.

Как классифицировать модерн?

классификация модерна

Модерн разделён на различные этапы и стили достаточно условно. Этот стиль стал настолько разнообразным и впитал в себя столько различных направлений, что даже именитым критикам сложно определить, где заканчивается историзм и начинается модерн. И ещё сложнее определить в какой точке закончился модерн и начался Ар-деко.

национальный романтизм

По сложившимся традициям принято считать два основных направления. Один из них конструктив (что в основном мы видим в Австрии и Шотландии). А второй декор (с которым можно познакомиться преимущественно в Бельгии, Германии и Франции). Помимо прочего, на фоне остальных стоят особняком модернисты в таких странах, как Италия и Россия. В этих странах на модерн оказали влияния традиции, так называемый отпечаток традиционных форм. Например: нео-русский стиль в архитектуре. Также, в Северной Европе (Скандинавии, Финляндии, Прибалтике) выделяли отдельный стиль – национальный романтизм. Он черпает вдохновение из культуры народов, проживающих в этих странах.

Пред-модерн в странах Европы

предмодерн

Дадим общую характеристику периода пред-модерна, так-как весь период размыт и нет четких границ.

Перед тем как стать отдельным направлением в искусстве, у модерна был период становления. Этот период раннего развития модерна принято называть модернизмом. Разные художники, из разных стран, в разные периоды и часто даже не знавшими друг друга, но объединённые общей идеей и идеалами заложили основу стиля.

Художники ещё не связывали своё творчество с традициями стран, в которых они работали. Например, кубизм французских художников не имеет ничего общего с культурными особенностями Франции. Яркий пример несоответствий служит Эйфелева башня. Которая, по мнению интеллигенции того времени, совершенно не вписывалась в архитектуру Парижа.

Отрыв модернизма от национальных традиций заложил основу для «интернационального стиля», не имеющего границ. Этот стиль воспринимался как стремление к объединению всех живущих на планете.

духовная революция 19 века

Основоположники модернизма.

Основоположниками модернизма стали художники, писавшие свои работы в конце XIX века. Они считали, что духовная революция, неизбежно рождающаяся из кризисов старых миров, требует отказаться от радикализма.

В основу новых идей легла духовная революция в качестве нового сознания, нового жизнепонимания. В основу нового жизнепонимания были заложены интуитивизм за авторством Анри-Луи Бергсона и Николая Лосского. А так-же, феноменология Эдмунда Густава Альбрехта Гуссерля. Теория психоанализа Зигмунда Фрейда и Карла Густава Юнга и экзистенциализм Сёрена Кьеркегора, Мартина Хайдеггера, Карла Ясперса, Николая Александровича Бердяева и многих других. А теоретическая основа стиля модерн была сформулирована Уильямом Моррисом. Но развитием идей раннего модерна были заняты разные художники периода пред-модерна.

влияние восточной культуры на модерн

Влияние восточных культур на формирование модерна.

Нельзя отрицать влияние восточных культур на формирование модерна. Особенно стоит отметить японские черты культуры в основах модернизма. В 60-х годах XIX века в Европе почувствовали влияние дальнего Востока. Начиная с 62-го года XIX века любители японского стиля в Лондоне и Париже смогли покупать произведения искусства прямо из Японии. Ведь именно в 1862-м году на лондонской Международной выставке были представлены работы японских художников.

А ещё, в 1862-м был открыт магазин в Париже «La Porte Chinoise» (китайские ворота). В этом магазине можно было купить японские гравюры и другие диковинки из Дальнего Востока. Уже в 1867-м году начали появляться элементы китайской культуры в искусстве и дизайне. Например, орнаменты Оуэна Джонса. А в 1870-м году Уильям Х. Мозер и Т. У. Катлер опубликовали книги про искусство в Японии. Многие художники, такие как Виктор Орта, собрали коллекцию экспонатов дальневосточного искусства. В их числе были и японские экспонаты.

япония и модерн

В 70-х годах XIX века в Европе появились множество работ мастеров из Японии по ксилографии. Предприниматель Зигфрид Бинг стал основателем ежемесячного журнала «Художественная Япония». И уже в 1888-м-1891-м годах было опубликовано 36 выпусков. В которых были опубликованы японские гравюры. Это событие оказало влияние, как на коллекционеров, так и на художников. Черты японских гравюр появились в графических работах. А также, в ювелирных изделиях и мебели художников эпохи модерна.

Начальный период развития модерна

модерн 1890-х годов

В период с 90-го по 95-ый годы XIX века движение модерна стремительно распространилось по всей Европе. Причём скорость распространения была настолько невероятной, что определить точно инициаторов движения сегодня невозможно. Фактически, большинство дисциплин того периода быстро овладели представленными новыми формами. Они создавали у современника впечатление, что он находится на пороге создания новой художественной и культурной эпохи. Они чувствовали, что эта эпоха охватит все аспекты их жизни.

События стартового периода.

Один из французских исследователей Пол Гринхалх определил стартовый период движения стиля 93-го и 95-го годов XIX века. Он разделил его на 4 определяющих события, которые происходили в крупных столицах Европы: Лондоне, Брюсселе и Париже.

игра в невозможное

Событие 1.

Опубликованные в первом номере английского журнала «The Studio» рисунки Обри Бёрдсли в 93-м году. Бёрдсли был молодым иллюстратором, который впервые представил стиль рисунка. Этот стиль в дальнейшем стал характерен для модерна.

особняк тасселя

Событие 2.

Также, в 1893-м году в Брюсселе были построены первые дома в стиле модерн со внутренней отделкой этого же стиля. Например, «особняк Тасселя» за авторством Пола Анкара и Виктора Орта. Орт стал первым, кто использовал кривую линию, как символ всего движения стиля. Изменчивые пространства повторяли изгибы растений, окружавшие металлические изделия, мозаичные полотна, фрески и витражи. Ещё, Орт проектировал уникальное меблированное здание. Кстати, мебель также соответствовала ритму стен и архитектуры. Он разработал узоры ковров, конструировал мебель, что получило название «Total Art». По завершении строительства Орт переезжает в Париж, где его работу адаптирует в своих проектах Гектор Гимар, который следил за работой Орта в Брюсселе и применил его стиль для оформления входов в новое Парижское метро.

генри ван де вельде

Событие 3.

1894-й год. Генри Ван де Вельде находясь в Бельгии, публикует брошюру «Le Déblaiement d’Art». Эта брошюра помогла познакомиться с современными художественными разработками. А также, осудила мир институционального искусства. Это первая попытка осмыслить две главные идеи стиля: важность декора и благородного искусства, на ровне с важностью гармонии в любых декоративных работах.

загфрид бинг

Событие 4.

Завершающее событие в фазе становления, стало открытие в 1895-м году во Франции, в городе Париж, в «Maison De L’Art Nouveau» магазина и выставочного центра. Этот магазин открыл Зигфрид Бинг, популяризатор модерна во Франции и сделавший модерн известным широкой публике.

Быстрое распространение модерна.

Быстрое распространение модерна можно объяснить тем, что в то время выпускалось большое количество иллюстрированных журналов про искусство и архитектуру, «L’Estampe originale», «The Studio», «Jugend» и другие. Именно они распространяли новые идеи в массы.

виктор орта

Ещё один фактор распространения – это развивающиеся коммуникации. Они позволили архитектору путешествовать по городам Европы. К примеру, между Брюсселем и Парижем для установления связей. На проекты Гектора Гимара сильное влияние оказала архитектура Виктора Орта, которую он увидел во время поездки в 1895-м году в Брюссель. Аналогичным образом произошло установление связей между Веной и Глазго.

На этом история развития модерна закончилась.

альфонс муха

В следующей статье мы расскажем подробнее о периоде «зрелого» модерна. О культовом Альфонсе Мухе. Про спад и угасание стиля модерн.

Подписывайтесь на наш канал.

До новых встреч!

Заказать звонок

Подписка на рассылку

Отправить сообщение

Купить в 1 клик

https://mc.yandex.ru/pixel/4010432135020100303?rnd=%aw_random%