Что такое модерн?
Слово МОДЕРН пришло к нам из французского языка (modeme – современность). Означает модерн большое направление в архитектуре, изобразительном искусстве и дизайне. Получил своё распространение модерн в конце XIX начале XX веков.
Основную популярность модерн получил прямо перед началом Первой мировой войны. Основной художественной идеей, доминировавшей в то время, являлась преодолением эклектичности прошлого, как найти гармонию в жизни и искусстве в эпоху промышленных революций.
Художник модерна стремится совместить художественную составляющую произведения с её функциональностью. Вовлекая таким образом в сферу искусства каждую сферу деятельности любого человека.
В следствие чего была реализована идея – преобразить жизнь по средствам искусства. В этом модернисты были схожи с творцами романтизма и символизма. Особенной чертой периода модерна является особое внимание модернистов к декоративно-прикладному искусству и постепенно растущий интерес новыми технологиями. Это в последствии выльется в новый стиль – Хай-тек.
КАК НАЗЫВАЛИ МОДЕРН В ДРУГИХ СТРАНАХ ЕВРОППЫ
Множество разных интерпретаций термина «МОДЕРН» обусловлены его популярностью по всему миру. Многие термины Вы скорее всего уже слышали. И чтобы у Вас сложилась более широкое представление о стиле, нужно понять, что все эти термины относятся к МОДЕРНУ.
Франция — Aр-нуво, что в переводе означает «Новое искусство». Ещё во Франции этот стиль называли – «Конец века».
Англия — «Современный стиль».
Германия — «Югенштиль» или «Молодой стиль» — названый так, благодаря иллюстрированному журналу «Юген», который был основан в 1896-м году.
Австрия, Чехия и Польша — «Сецессион» или «Отделить», «Обособить».
Шотландия — «Стиль Глазго».
Бельгия — «Стиль двадцати». По наименованию сообщества бельгийских художников «Общество ХХ».
Италия — «Стиль Либерти», стиль свободы.
Испания — «Модернизмо».
Нидерланды — «Новое искусство».
Швейцария — «Еловый стиль».
Соединённые Штаты Америки — «Стиль Тиффани». Благодаря имени знаменитого американского художника и дизайнера Луиса Комфорта Тиффани.
Россия — «Модерн».
Термин модерн
Сам термин «Модерн» первый раз использовал Эдмон Пикар. Он опубликовал его в бельгийском журнале «L’Art Modeme». Он ввёл термин, чтобы описать художественное произведение бельгийского художника декоративно-прикладного искусства Анри ван де Велде. Кстати, Анри входил в «Общество XX».
Споры о стиле
Не утихают споры о том, как определить этот феномен. К примеру, Дмитрий Владимирович Сарабьянов утверждал, что это художественный стиль, а Михаил Павлович Тубли и Виктор Георгиевич Власов, считают, что модерн означает эпоху в истории искусства. А стилевых течений в эту эпоху было огромное множество. А Григорий Юрьевич Стернин считает, что модерн — это «историко-культурное понятие, подобное Бидермайеру». (Бидермайер – это стиль, который зародился в период затишья в Европе после Наполеоновских войн. Уникальность этого стиля в том, что у него нет ярко выраженных отличительных особенностей).
Хотя творцы в стиле Модерна и пытались преодолевать эклектику прошлых эпох, в модернистских произведениях сохранились черты историзма художественного мышления.
ИДЕЯ И ОСОБЕННОСТИ
В середине XIX века в искусстве Западной Европы основным направлением стал историзм. Идеи историзма складывались из повторения и интерпретации стиля древних цивилизаций. Для преодоления эклектизма, который сопутствовал историзму, объединения художников из разных стран начали создавать новые течения и новый стиль.
ИДЕЯ СТИЛЯ МОДЕРН
В первую очередь, основа модерна – это уничтожение границ между прикладным и изобразительным искусством.
Наиболее широкое применение можно наблюдать в новых дизайнах интерьера, графике, мебели, керамике и ювелирных украшениях. Стиль отвечал идее лидеров мнений XIX века. К ним относят: французского архитектора Эжен-Эммануэль Виолье-ле-Дюка и британского искусствоведа Джона Рёскина. В Великобритании на Джоне Рёскине сказались идеи Уильяма Морриса и движения «Arts & Crafts». В Германии же немецкие художники, дизайнеры и архитекторы, находились в поисках «Gesamtkunstwerk» (Единство искусств), объединяющего архитектурные особенности, обстановки, дизайны и искусство в интерьере в одном стиле.
Одним из первых основной принцип модерна определил активный теоретик модерна Анри Ван де Вельде. Он считал, что функциональную конструкцию можно сделать красивой и не используя орнамент. Красота уже заложена в форме конструкции.
Анри представляет в своих работах «абстрактные» направления нового стиля. А именно, вместо стилизованного растительного орнамента, то есть «флореальное» направление. Он предложил динамические линейные орнаменты, так-как они лучше соответствуют новым техникам в архитектуре и художественной промышленности.
ОСОБЕННЫЙ СТИЛЬ МОДЕРНА
Главная черта модерна.
Декоративность.
Главные мотивы.
Вьющиеся растения.
Главные принципы.
Уподобить рукотворную форму природе и наоборот.
Заметная особенность модерна.
Это отсутствие прямых линий и углов. А вместо них – плавные, изогнутые линии, как бы отсылающие нас к природной форме растения. Зачастую художник модернист брал, как основу для своего рисунка, орнамент из природного мира.
Форма модерна.
Это преобладание отказа от симметрии и вместо этого: вертикальные стремящиеся в высь доминанты, которые перетекают из одной формы в совершенно другую.
Преобладающие цвета.
Приглушенные оттенки. Цвета увядших роз, табака, жемчужно-серый, серо-голубой, пыльно-сиреневый тона. В интерьере характерные сочетания плоскости, изогнутая мебель.
Отделка в стиле модерн
Как правило, сочетает в себе наличие мозаичной композиции, эмаль, золотой фон, чеканка по меди и латуни.
Конструкция в стиле модерн
Это каркасная конструкция (несущий элемент является стальной каркас). Окна — прямоугольные, вытянутые кверху. Часто богатые растительным декором, бывают арочные окна. Иногда используют «магазинные окна» – это широкое окно напоминающее витрину. Дверь в стиле модерн — прямоугольная либо арочная, плоской формы, используется мозаичный орнамент, декор.
Благодаря тому, что модерн старался стать стилем, объединяющим в себе все элементы жизнедеятельности, которые выполнены в едином стиле и сочетаются друг с другом. Стали набирать обороты прикладные искусства, такие как: дизайн, керамика, книжная графика.
Эклектика в модерне.
Несмотря на изначальное сопротивление, модернисты зачастую прибегали к эклектичности, так как в модерне уже существовало множество направлений. Например, неоромантизм объединяющий в себе романский стиль, готические мотивы и ренессанс.
Ещё одной характерной особенностью стиля являлись: декор, мифология, театрализация, синестезия, плоскостность, ориентации на органические начала, изменение форм, ритмичность, динамическое равновесие, принцип равноценности изображений и фона, акцент на пятно и силуэты, соединение традиций Восточного и Западного мира.
Фирменный знак модернизма стала вышивка «Удар бича». Термин «Удар бича» появился из-за узора который вышили на портьере в 1895-м году. Вышивали этот узор по рисунку Германа Обриста – «Альпийские фиалки». В узоре активно выделялись вычурные росчерки стеблей, которые кто-то из критиков сравнил с «яростными изгибами обрушивающегося бича».
Эта статья выйдет в 4-х частях. Ведь тема модерна очень обширна и многогранна.
В следующей статье мы расскажем про:
1. Классификации модерна
2. Что такое «Предмодерн»
3. Историю развития модерна
4. Модерн в архитектуре и изобразительном искусстве