Архитектурный стиль неоклассицизм — направление в архитектуре созданное движением неоклассиков, которые зародились в начале XVIII века. Чистый неоклассицизм в своей основе является производной от архитектуры времён античности, принципов Марка Витрувия Поллиона и работ итальянского архитектора Андреа ди Пьетро да Падова (архитектора позднего Возрождения).
За границей понятие «неоклассицизм» применяется к классическому направлению архитектуры и искусстве второй половины XVIII — первой половине XIX веков. И отличается от классицизма XVII века. В России традиционно принято называть «классицизмом» XVIII века. А также направлением в архитектуре Александровский классицизм или «ампир». Сам термин «неоклассицизм» относят только к направлению в архитектуре и изобразительном искусстве первой половины XX века. Сегодня виднеется стремление архитекторов и художников всего мира прийти к единой терминологии. Оригинальную концепцию неоклассицизма XVIII века предложил теоретик искусства Луи Откёр.
ИСТОРИЯ НЕОКЛАССИЦИЗМА
Изначально понятие неоклассицизма рассматривали, как симптом попыток возвращения к кажущейся «чистой» древнеримской архитектуре. И чуть меньше к «смутному» искусству древних греков. А менее всего, к классицизму эпохи ренессанса XVI века. Эпоха ренессанса являлась источником вдохновения для художников и архитекторов времён позднего барокко.
На неоклассического архитектора начала 19 века чаще всего влияли работы Этьена-Луи Булле и Клода-Николя Леду. Графические работы Этьена Булле и его последователей изображали геометрически свободную архитектуру, подразумевающую вечность Вселенной. В этом плане тесно переплетаются концепция возвышенного Эдмунда Бёрка и идеями Буле. Леду в свою очередь развивал понятие характера архитектуры. Он пояснял, что назначение любого здания должно сразу считываться наблюдателем. Объект доносит свои функции самостоятельно, без каких-либо дополнений. Такие идеи породили понятие – «Говорящая архитектура».
Неоклассицизм в дизайне интерьера
Если коснуться внутренних устройств помещения неоклассицизма, мы заметим – этот стиль схож с древними Помпеями. Они были всеобщим достоянием, как раз во время зарождения неоклассицизма в 1760-ых годах. И именно они оказали огромное влияние на этот архитектурный стиль. Описания Помпеи показывали, что барокко или римские комнаты не совсем классический стиль древности. Они топорно напыщенны, так как основывались на базилике. А также внешней архитектуре храма, которая была обращена наружу.
Интерьер нового стиля стремился воссоздавать реальные древнеримские убранства. Методика стиля заключалась в использовании более плоских, более лёгких мотивов. Они были вылеплены в виде рельефов. Создавали впечатление низких фризов или раскрашенных в монотонные цвета, изолированных медальонов или ваз, или бюстов, или букраний, или других мотивов. Их подвешивали на лаврах или лентах с тонкими арабесками на фоне. Этот архитектурный стиль во Франции получил название «греческий вкус». Он принадлежал изначально французским домам и не имел отношение к королевскому двору. Но когда Людовик XVI стал королём, жена короля, привнесла стиль «Людовика XVI» к царскому двору.
Но стоит отметить, что тогда ещё не пытались использовать основные формы истинно Римской мебели. Это продолжалось вплоть до конца века.
Новый этап неоклассицизма.
Новый этап в дизайнах неоклассиков был определён Робертом и Джеймсом Адамами. Два брата, которые ездили по Итальянским землям и территории Далмации в 50-х годах XVIII века. Они анализировали руины древнего мира. После возвращения в Англию, братьями была опубликована книга. Эту книгу они озаглавили «Произведения архитектуры в рассрочку между 1773 и 1779 годами». Позднее была опубликована ещё одна определяющая классицизм книга «The works in architecture» (архитектурные труды). Её опубликовали по частям между 1773 и 1779 годами. Эта книга включила в себя гравированные рисунки. Она помогла репертуару братьев стать доступным по всей Европе. Роберт и Джеймс делали всё возможное для упрощения стилей рококо и барокко, которые были популярны в предшествующее десятилетие, для привнесения в георгианские дома нечто такого, что чувствовалось бы более лёгким и элегантным. Книга «The works in architecture» проиллюстрировала основные проекты, работы братьев Адам. Они критически задокументировали интерьеры, мебель и аксессуары.
ХАРАКТЕРИСТИКА НЕОКЛАССИЦИЗМА
Высокий неоклассицизм – это интернациональное движение. Хоть и архитектурное направление «неоклассицизм», использует такой же классический словарь, что и архитектура позднего барокко, неоклассицизм, подчёркивает свои плоскостные качества, а не скульптурные объёмы. Проекции и углубления, а также их светотеневые эффекты стали более плоскими, скульптурные барельефы стали более плоскими и, как правило, обрамлялись фризами, табличками или панелями. Его чётко сформулированные индивидуальные особенности были изолированными, а не взаимопроникающими, автономными и завершёнными сами по себе.
Влияние неоклассицизма улавливалось и в городском планировании, в древнем Риме использовались консолидированные схемы городских устройств, как для оборонительных действий, так и в гражданских целях, но необходимо помнить, что истоки этих систем исходят от более древних цивилизаций. Вообще, сетки улиц, центральные форумы и городские службы, два больших основных бульвара и в некоторых случаях диагональная улица, это характерно для максимально логичных и упорядоченных римских городов. Фасады и макеты древности ориентировались на эти образы городского дизайна, и именно они, работают пропорционально важности общественных зданий.
Многие из этих моделей городского планирования нашли своё отражение в первых современных плановых городах 18 века. Но далеко не все запланированные города и плановые кварталы спроектированы по неоклассическим принципам. Например ново-урбанистические движения.
НЕОКЛАССИЦИЗМ XXI ВЕКА
Сразу После длительного затишья, которое длилось с окончания Второй мировой войны до примерно середины 80-ых, когда доминировала архитектура модернизма, неоклассицизм начал своё возрождение и перерождение. Это перерождение можно увидеть в движениях нового урбанизма и архитектуре постмодернизма.
В 21 веке современная неоклассика часто квалифицируется, как новая классическая архитектура, неоисторизм, традиционализм или неоклассическая архитектура, скорее выполняя роль исторической архитектуры.
Узнай больше о других направлениях в дизайне и архитектуре, подписывайся на наш канал.