svet@ama-light.ru
+7 (991) 503 15 77
Российско-итальянский завод дизайнерского освещения
Новосибирск
Пн-Пт: 09:00-18:00

Искусство модерна : живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Сегодня мы поговорим про искусство модерна:

  • Живопись модерна.
  • Графика модерна.
  • Скульптура модерна.
  • Ювелирные мастера модерна.
  • Интерьеры модерна.
  • Мебель модерна.
  • Освещение модерна.

В первой статье мы разобрали:

  • Терминологию.
  • Идею.
  • Особенность стиля модерн.

Во второй статье мы поговорили о:

  • Классификации.
  • Предмодерне.
  • Начальном периоде развития модерна.

Третья статья была про:

  • Этапы развития и угасания модерна.
  • Вспомнили, что такое архитектура модерна.
  • Разобрали творчество Виктора Орта и Антонио Гауди.

Если Вы не успели ознакомиться, скорее переходите и читайте.

Приступим. Итак, искусство модерна:

Живопись и модерн

живопись модерна

Символисты оказали огромное влияние на искусство модерна. Именно символисты привнесли в живопись модерна стремления переходить от традиционной формы 19 века к новейшим европейским течениям, носившие порою условную принадлежность к той или иной стране.

Живопись модерна характеризуется идеей стремления создавать самостоятельную художественную систему. Один из основных представителей этой идеи стал Поль Гоген с «Понт-авенской школой». Отличительной особенностью картин и панно стиля модерн, является рассмотрение этих произведений, как элементы интерьера, создавая тем самым этими картинами новой эмоциональной окраски. Из-за этого, такое качество, как декоративность стала неотъемлемой частью живописи стиля модерн.

Поль Гоген

живопись модерна поль гоген
живопись модерна поль гоген
живопись модерна поль гоген
живопись модерна поль гоген

Для работ Густава Климта, Фернана Кнопфа и Михаила Врубеля характерно парадоксальное сочетание декоративной условности, орнаментных фонов («ковровый фон») и «вылепленные» со скульптурной чёткостью фигуры и лица на первом плане, а в работах Леона Бакста, Александра Бенуа и Эдварда Мунка мы видим большие цветовые плоскости и тонкие подчёркнутые нюансы. Всё это придаёт картинам модерна сильную выразительность.

Символисты и искусство модерна.

Ещё символисты привнесли в живопись модерна символику линии и цвета. В модерне широко представлены темы мировой скорби, смерти, эротики. Распространение получили темы мира тайны, снов, легенд, сказок. Ярким образцом живописи модерна стали картины Густава Климта. Творцы модерна создавали свои картины практически по всему миру: Австрия, Великобритания, Германия, Италия, Голландия, Россия, США.

Густав Климт

живопись модерна густав климт
картины густав климт
картины густав климт
картины густав климт

Фернан Кнопф

живопись модерна фернан кнопф
фернан кнопф картины
фернан кнопф картины
фернан кнопф картины

Михаил Врубель

живопись модерна михаил врубель
михаил врубель живопись картины
михаил врубель живопись картины
михаил врубель живопись картины

Леон Бакст

живопись модерна Леон бакст
картины Леон бакст
картины Леон бакст
картины Леон бакст

Александр Бенуа

живопись модерна александр бенуа
александр бенуа картины
александр бенуа картины
александр бенуа картины

Эдвард Мунк

Эдвард мунк живопись модерна
Эдвард мунк крик модерн
Эдвард мунк картины
Эдвард мунк картины

Графика и искусство модерна

искусство модерна графика модерна

В искусстве модерна сильно распространилась журнальная и книжная графика, афиши и плакаты. Вышло больное количество журналов в стиле модерн, например:

Мюнхенский «Югенд», Берлинский «Пан», Дармштадский журнал «Немецкое искусство и украшение», упомянутый в прошлой статье журнал «Студия» из Лондона, Фландрийский «С этого момента и позже», также уже упомянутый Парижский «Искусство и украшение» и «Белый журнал», Венский «Весна священная», Пражский «Бесплатные направления», Петербуржский «Мир искусства» и много других.

Журналы про модерн:

графика модерна журналы
графика модерна журналы
графика модерна журналы

Графика – это та область из которой берут своё начало и разваются. Большое влияние на модерн оказала обложка, созданная для книги «Городские церкви Рена» английского художника и архитектора Артура Хейгейта Макмердо. Особенности дизайна, появившегося в 1883 году – это цвет, а также сильно изгибающиеся стебли и листья в одноцветном исполнении. Так как это была обложка книги, которая посвящалась архитектуре и купленная, вероятнее всего, британскими архитекторами, она оказала сильное влияние на создание изгибов и форм архитектурного стиля Ар-нуво.

Артур Хейгейт Макмердо

Артур Хейгейт Макмердо

«Городские церкви Рена»

«Городские церкви Рена»

Под конец 19 века был сформирован вид графического искусства, который называют плакат. Появление плакатов было обусловлено новой техникой литографии в типографской промышленности. Что позволило тиражировать плакаты сразу в несколько тысяч оттисков.

В создании Афиш и Плакатов прославился известный чешский художник Альфонс Муха и французский художник Эмиль Гарсе.

Альфонс Муха

графика Альфонс муха
Альфонс муха графика картины женщины
Альфонс муха графика картины женщины
Альфонс муха графика картины женщины

Значительной фигурой английского модерна стал Обри Бёрдсли — автор иллюстраций к книге Оскара Уайльда «Саломея» и рисунков для журнала «Жёлтая книга».

Обри Бёрдсли

Графика Обри Бёрдсли
Обри Бёрдсли графика
Обри Бёрдсли графика
Обри Бёрдсли графика
"Бердсли отделил свет от тьмы. Для света — белая бумага, для тьмы — чёрная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только чёрное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»". Николай Кузьмин Русский график

“Бердсли отделил свет от тьмы. Для света — белая бумага, для тьмы — чёрная тушь. И никаких полутонов. Линия приобрела удивительную силу. Началась новая эра графики. Крайняя простота средств: только чёрное и белое, лист бумаги, перо, флакончик туши. Но там, где он хотел показать свою поразительную «способность стараться», его техника становится похожей на тончайшее кружево: фронтисписы к «Саломее», к «Венере и Тангейзеру», «Вольпоне», сюите «Похищение локона»”. Николай Кузьмин Русский график

Скульптура и модерн

Скульптуры модерна

На скульптуру модерна, так же, как и на живопись сильное влияние оказал символизм. Основные черты скульптуры стиля модерн — это возвращение к «природным» линиям. Характерны текучесть и динамизм форм, «внутренняя энергия». Скульптура модерна декоративна, её предназначение украшать пространство, подчинять его единому ритму. Среди скульпторов модерна особо выделяют двух французских мастеров:

Огюст Роден

Огюст Роден модернист скульптор
скульптура Огюст Роден
скульптура Огюст Роден
скульптура Огюст Роден

Аристид Майоль.

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Чешский модернист Франтишек Билека.

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Наум Аронсон 

— он единственный из художников создал скульптурный портрет. Его работы украшают многие музеи и галереи мира.

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Итальянский модернист Адольфо Вильдт

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Модерн и ювелирное искусство

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Форма листа или волны характерные признаки ювелирного искусства в стиле модерн. Избегание прямой геометрической формы, использование приглушенной пастельной и матовой палитры и материала, также принадлежат к отличительным чертам модерна в ювелирном искусстве. Не отказывались ювелиры от золота, но ювелирный стиль ар-нуво среди излюбленных материалов выделял полудрагоценные непрозрачные камни, такие как опал, лунный камень, бирюза, а также жемчуг, эмаль, слоновую кость. Бриллианты и другие драгоценные камни используются в изделиях ар-нуво преимущественно в качестве вспомогательных декоративных элементов. Основные мотивы были растения, животные, насекомые и сказки.

Среди наиболее выдающихся ювелиров эпохи модерна можно отметить:

Рене Лалик

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Алексей Фализ

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Луис Тиффани

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Жорж Фуке.

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Интерьер и модерн

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Интерьер в эпоху модерна стал играть более важную роль — это было продиктовано архитектурой, которая создала новые способы компоновки внутреннего пространства и открыла путь к полному соответствию внешнего пространства внутреннему. Самым первым интерьером модерна можно считать знаменитую «Павлинью комнату», оформленную Джеймсом Уистлером в Лондоне. Интерьер строился на полном неприятии прежних архитектонических принципов оформления внутреннего пространства. Стены помещений покрывались не образующими, казалось бы, никакой закономерности причудливыми, асимметричными формами, капризно извивающимися линиями. Потолки декорировались, как правило, плоскорельефной гипсовой пластикой, стены оформлялись более красочно, занавеси делали светлыми.

Джеймс Уистлер «Павлинья комната»

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Мебель и модерн

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Исследователи традиционно отмечают, что создатели мебели эпохи модерн придерживались одной из двух линий: представители французской, чешской и венгерской разновидностей стиля модерн — декоративной (капризные формы и контуры), немецкие и английские мастера — конструктивной (прямолинейность, ясное построение). Причем последняя более характерна для немецких и английских изделий. Предметы, тяготеющие к конструктивной ясности линий и форм, более просты, элемент декора сведен в них к минимуму. Это направление полнее всего представлено в творчестве мебельных мастеров Рихарда Римершмидта и Отто Панкока. В Австрии, а затем и в Германии было освоено производство таких мебельных форм (особенно шкафов), которые уже во всех отношениях отличались от прежних типов. Предметы немецких, венских и английских мебельщиков, созданные в геометрическом «пуританском» стиле, яснее по конструкции и форме, проще, декор в них сведен к минимуму. Эта линия модерна ведет к подлинной современной мебели.

Рихард Римершмидт

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Гладкие, нерасчлененные мебельные поверхности стиля модерн получаются благодаря переходу на механизированное фанерование и сборку. Считается, что изогнутые формы мебели модерна берут с рождение ещё в середине XIX в., когда знаменитая венская фабрика Михаэля Тонета запустила в производство стул, сконструированный из гнутой под паром древесины, — «венский стул».

«Венский стул» Михаэль Тонет

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Одним из достижений модерна — считается то, что художники, проектировавшие мебель, наблюдали за осуществлением своих замыслов непосредственно в мастерских. Услугами проектировщиков пользовались даже при меблировке квартир в доходных домах. Это открывало возможность для осуществления идеи гарнитура, комплекта мебели. Близость художников—проектировщиков к производству благоприятно сказывалась на работе мастерских.

Французская, бельгийская и испанская мебель представлена изысканными шкафами-витринами и этажерками:

Луи Мажорель

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Карло Бугатти

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Антонио Гауди

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Освещение и модерн

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Выбор освещения в стиле модерн не лёгкая задача. Изогнутые линии светильников. Формы напоминающие природные мотивы листа или стебля растений. Светильники в форме волны или облаков. Это отличительные особенности освещения в стиле модерн, которое не идёт в разрез с общей картиной, а дополняет её. Чаще всего для подбора освещения приходится делать светильники на заказ, чтоб они идеально повторяли форму и орнамент помещения.

Природные мотивы светильников

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
Светильники в стиле модерн
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
SILLURO
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна

Светильники в форме волны

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
ONDA
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
AMAON
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
ONDA by AMA Light

Светильники в форме облаков

Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
NUVOLA
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
AMAVOLA3
Завершая тему модерна: живопись, графика, скульптура, ювелирные мастера, интерьер и мебель модерна
NUVOLA двойное облако

Не забывайте подписаться на наш канал, следите за новостями. Тут выходит много интересного.

Заказать звонок

Подписка на рассылку

Отправить сообщение

Купить в 1 клик

https://mc.yandex.ru/pixel/4010432135020100303?rnd=%aw_random%