Сегодня мы поговорим про:
- Этапы развития и угасания модерна
- Вспомним, что такое архитектура модерна
- Виктор Орта и Антонио Гауди.
В первой статье мы разобрали:
- Терминологию
- Идею
- Особенность стиля модерн.
Во второй статье мы поговорили о:
- Классификации
- Предмодерне
- Начальном периоде развития модерна
Если Вы не успели ознакомиться, скорее переходите и читайте.
«Зрелая» архитектура и искусство модерна.
Основа модерна в Европе.
Дальнейшее распространение модерна было вызвано проведением Всемирных архитектурных и художественных выставок. На них были продемонстрированы достижения современной науки, техники и прикладного искусства. Наивысшая точка развивающегося стиля стала представление на Всемирной выставке 1900-о года в Париже. С начала апреля по конец ноября, на выставку приехали около пятидесяти миллионов человек со всех краёв света. Они увидели архитектуру, дизайн, стеклянную посуду, мебель и декоративные предметы стиля. На выставке были представлены работы Луиса Тиффани, Альфонса Мухи, Рене Лалика и Эмиля Галле.
Появление модерна в других городах Европы.
Из Бельгии и Франции модерн стремительно распространялся во все Европейские города. Распространяясь приобретал различные новые названия и характеристики в каждом новом городе и стране. Часто, появление модерна случалось в молодых, быстрорастущих поселениях. Такие города хотели стать самобытными и значительно отличаться от всех остальных. К примеру, в Италии (Палермо, Турин), Шотландский Глазго, Немецкие Мюнхен и Дармштадт. А ещё, этот стиль стал популярен в городах и странах, которые боролись за свою независимость. Например, в г. Хельсинки в Российской Империи или Барселона в Испании.
Упадок великой эпохи модерна
Модерн – центр исследований и дискуссий в XX веке.
В период с 1900-м по 1914-й год, модерн стал центром исследований, дискуссий и объектом особого внимания критиков. Уже в 1900-м году большинство искусствоведов сопротивлялись с движением модернистов. К примеру, художественные критики говорили, что модерн не соблюдает главный принцип декоративно-прикладного искусства. А именно, что орнаменты объектов должны подчиняться его функциям. Этот вопрос в 1900-м году на Международной выставке поднял Чарльз Генуйс – искусствовед, критик.
Ультраправые движения и модерн.
В 4—5-ых годах XX-го века ультраправыми ассоциациями Франции был осуждён Гектор Гимар. Ультраправые движения, используют такую же риторику в отношении модерна, как и в отношении евреев. Они приписывают художнику противопоставление себя всей французской нации.
Застой модерна
Кроме того, огромное количество мастеров стиля «застряли» в успехах модерна после Всемирной выставки 1900-го года.
Ещё одна причина – удалённость стиля модерн по отношению к другим стилевым направлениям.
Классика вытесняет модерн
Уже в 1910-х годах выставки декоративно-прикладных направлений искусства были переполнены элементами классических направлений. Они не оставили места модерну. В 1910-х годах популярность модерна постепенно стало угасать. А уже в 14-м году, с началом Первой мировой войны, он практически полностью угас. Но, стоит заметить, что производственные объекты стиля оставались и после Первой мировой войны.
Смена эпохи модерна на ар-деко и модернизм
В 1920-х годах модерн перестал доминировать в архитектурно-декоративном стиле. Его сменил сперва Арт-деко, а затем и модернизм.
Только в 1970-м году, на большой выставке произведений, за авторством Гектора Гимара в Музее современного искусства, модерн получил заслуженные положительные отзывы критиков и искусствоведов.
Архитектура модерна
Архитектура модерна отличается благодаря своему отказу от прямых углов и линий. Вместо этого используются «природные», естественные линии. А также использование металла, бетона и стекла, в качестве новых материалов того времени.
Архитектура модерна отличается ещё и стремлением создать эстетичные и функциональные здания. Внимание в модерне сосредоточено на внешнем виде зданий, и интерьере. Последний прорабатывается максимально тщательно. Все конструкции от лестниц до дверей, от столбов до балконов рассматривались с художественной точки зрения.
Виктор Орта – первый архитектор модерна
Виктор Орта – бельгиец, который стал первым известным архитектором, который работал в стиле модерн. В проектах Виктора, можно заметить активное использование новых материалов, в основном металла и стекла. Несущие конструкции, выполненные из металла, складывались в необычные формы, напоминавшие растения из мира грёз. Лестничные перила, светильники и даже ручки дверей — всё было спроектировано в одном стиле. Французские архитекторы, такие как Эктор Гимар, развивали эти идеи. Эктор создал входные павильоны в Парижском метро.
Атонио Гауди – легенда модерна.
Пожалуй, один из самых известных испанских архитекторов модерна стал Антонио Гауди. Многие считают, что именно Гауди определил облик Барселоны на много лет вперёд. Его здания настолько вписывались в пейзаж, что кажутся творением природы.
Самые известные работы Гауди:
Дом Висенс. Архитектура модерна. Антонио Гауди.
Дом Бальо или «Дом Костей». Архитектура модерна. Антонио Гауди.
Парк Гуэль. Архитектура модерна. Антонио Гауди.
Эль-Каприччо. Архитектура модерна. Антонио Гауди.
Саграда Фамилия. Архитектура модерна. Антонио Гауди.
Подписывайтесь на наш канал.
До новых встреч!