Скандинавский стиль — направление в промышленном, интерьерном и предметном дизайне северно-европейских стран: Дании, Швеции, Финляндии, Норвегии и Исландии. Развивался стиль с 1930-го до1950-го годов. В некоторых случаях под понятием скандинавский дизайн предполагают дизайн северных стран всего XX века и начала XXI века. Они считают единство его прикладных и концептуальных элементов точным выражением художественного принципа XX века.
Датский дизайн.
Отправную точку этого направления дизайна принято связывать со средневековой традицией — основные институции сформировались в XVI веке, когда были созданы основные ремесленные гильдии. Тем не менее, основные черты дизайна в Дании сложились под влиянием новой художественной традиции XX века. Традиции стиля модерн, а затем — функционализма, интернационального стиля, модернизма и традиции Баухауза.
Отправная точка датского дизайна.
Дaтcкий дизайн, чьей отправной точкой можно считать деятельность королевской фарфоровой мануфактуры Royal Copenhagen. Которую основали в 1775-м году. Эта компания испытала заметное влияние неоклассической и романтической традиции. Движение искусств и ремесел также было близко датской художественной идее, его идеологической и бытовой традиции.
Датский дизайн первой половины XX века.
Одна из особенностей дизайна первой половины XX века в Дании — соединение традиции классицизма, Движения искусств и ремесел, модерна и модернизма. Oдин из примeрoв этого направления — работы Георга Йенсена. Развитие новых форм и нового стиля в датском дизайне связано с деятельностью журнала Kritisk Revy, который способствовал распространению идей модернизма, конструктивизма и Баухауза.
Датский дизайн второй половины XX века.
Дизайн второй половины XX века связан с последовательной интеграцией в интернациональную систему. Датская традиция 1950—1970-х годов — это использование обтекаемых форм (Арне Якобсен), новых материалов (Вернер Пентон) и новых технологических систем (Bang & Olufsen). Как многие приверженцы интернационального стиля, представители датского дизайна воспринимали объект и вещь как квинтэссенцию концепции и идеи. Одной из ключевых особенностей датского дизайна можно назвать внимательное отношение к материалам и стремление продемонстрировать их физические характеристики (например, «Стул-муравей» Арне Якобсена). Эта традиция чувства материала в середине XX века была перенесена на новые предметы и фактуры, в частности — пластик, стекло и металл.
Шведский дизайн.
Идеи шведского дизайна
Идеи шведского дизайна связывают с концепцией протестантской этики, сформулированной Максом Вебером. Эта идеологическая доктрина предполагает строгость, сдержанность, рассматривает честный и достойно вознаграждаемый труд как часть религиозной идентификации. Отправной точкой шведского дизайна является период символизма и модерна, когда в Швеции сформировался собственный художественный язык под влиянием национальной школы классицизма, романтизма, сентиментализма, импрессионизма и шведской символической традиции. Наиболее заметным и влиятельным художником этого времени можно считать Карла Ларссона.
Дизайнерская традиция Швеции в XX веке.
Шведский дизайн исходит из преимуществ обеспеченного и устойчивого, но не вызывающего стиля жизни. Дизайнерская традиция Швеции в XX веке — это соединение идей движения искусств и ремесел и его идеи домашнего комфорта с традицией радикального модернизма. Для Швеции дизайн стал формой национальной идентичности, способом создания и выражения национального характера, который обладает своими уникальными чертами и в то же время включен в систему европейских ценностей[
Финский дизайн.
Зарождение финского дизайна
Зарождение и подъем финского дизайна связывают с явлением национальной романтики, которое сложилось в XIX — начале XX веков. Издание Калевалы Элиасом Леннротом в 1835, влияние шведской архитектуры второй половины XIX века и обретение независимости в 1917 году создали условия формирования национальной художественной школы в области дизайна. Особенность финской школы — соединение национальной традиции и принципов интернациональной архитектурной доктрины.
Финский дизайн в первой половине XX века.
В первой половине XX века финский дизайн сформировался под влиянием идей модернизма. В частности, работы Алвара Аалто принимали участие в этапной выставке «Современная архитектура: интернациональная выставка», которая в 1932 году проходила в Музее современного искусства в Нью-Йорке и, по сути, дала толчок к развитию интернационального стиля. Финляндия стала одной из важнейших стран как в смысле распространения интернационального стиля, так и с точки зрения развития дизайна в целом. Классический финский дизайн соединил элементы традиционной культуры (Тимо Сарпанева), природные мотивы (Тапио Вирккала) и принципы интернационального функционального и минималистического дизайна (Алвар Аалто).
Финский дизайн второй половины XX века.
В послевоенный период развитие дизайна в Финляндии было частью масштабной государственной программы, связанной с поддержкой и продвижением национальной культуры. 1951 считается годом так называемого «Миланского Чуда»: финский дизайн был масштабно представлен на IX Миланской Триеннале и ведущих дизайнерских выставках. В 1954 на десятой Триеннале в Милане стенд Финляндии оформлял Тапио Вирккала, продемонстрировав широкий спектр работ из разнообразных материалов и сделав акцент на «скульптурном» характере финского дизайна. Финские дизайнеры-стеклодувы, в частности, много работали для стеклодувных мануфактур в Мурано. Прикладной и бытовой финский дизайн претендовал на статус художественного объекта. Каждый предмет рассматривался не просто как удобный предмет утвари, а как воплощение художественной идеи. Период 1960—1970-х годов считается «золотым веком» финского дизайна.
Российский искусствовед Екатерина Васильева обращает внимание на то, что финский дизайн, построенный на формах и принципах интернационального стиля, можно считать одним из инструментов национальной идентичности.
Специфика финского дизайна
Специфика финской дизайн-программы предполагала использование принципов интернационального модернизма, как части национальной художественной доктрины. Это обстоятельство можно считать важной характеристикой финского дизайна.
Норвежский дизайн.
Специфика норвежского дизайна
Специфика норвежского дизайна — необычное положение по отношению как к интернациональным художественным течениям, так и к местной художественной традиции. Норвежская система предполагала жизнь большими хуторами-поместьями — изолированными от внешнего мира и, в то же время обеспеченных всем необходимым. Особенность Норвегии — сочетание суровых условий жизни и бытового комфорта, которые объединили национальную традицию и принципы интернационального дизайна.
Какая особенность норвежской культуры
Особенность норвежской культуры — продолжительное использование принципов движения искусств и ремесел, связанного с идеями национальной романтики, а также устойчивый интерес к стилю модерн, который в Норвегии приобрел черты сходства со средневековым «звериным стилем» (так называемый норвежский «Драконий стиль»).
Норвежский союз дизайнеров
Важное значение для специфического развития норвежского дизайна в 1918 году имел Норвежский союз дизайнеров (Landsforbundet Norsk Brukskunst, LNB). LNB поддерживал и развивал скорее традицию национального ремесла, нежели принципы интернационального стиля. Деятельность союза наложила отпечаток на всю систему дизайнерской школы в Норвегии, которая была ориентирована на сохранение традиционных форм, а не на поддержание и развитие интернациональных концепции дизайна.
Исландский дизайн
Особенность исландского дизайна
Особенность исландского дизайна заключается в его позднем развитии. Исландия практически не принимала участия в формировании художественных идей начала XX века. В силу того что страна занимает одно из самых изолированных положений среди всех скандинавских стран, она практически не участвовала в последовательном художественном процессе континентальных государств. При этом до середины XX века Исландия оставалась частью Дании, получив независимость только в 1944 году.
Школа прикладных искусств.
Принципиальное значение для развития дизайна в Исландии имело открытие Школы прикладных искусств в Рейкьявике в 1939 году. Особенность исландского дизайна — его специфическое отношение к модернизму. Элементы нового направления появились в Исландии в тот момент когда интернациональный стиль, по сути, был уже состоявшимся явлением.
Модернизм и исландский дизайн
Знакомство с модернизмом совпало с обретением независимости. Отчасти поэтому, модернизм в Исландии воспринимался как символ национальной свободы и идентичности. Но никак не признак космополитичной художественной доктрины.
В чём специфика исландского дизайна?
Специфика исландского дизайна — нехватка и ограниченное использование новых материалов (таких как стекло, пластик, сталь). А также, повышенный интерес к естественному природному сырью: вулканическое стекло, застывшая лава, грубый камень. С целью поддержки и развития национальной прикладной школы в 1950—1960-е годы на острове существовал запрет на импорт мебели. Начиная с 1990-х годов основной акцент был сделан на развитие графического и компьютерного дизайна.
Дизайн интерьера в скандинавском стиле
Основные признаки скандинавского дизайна интерьеров
Основные признаки скандинавского стиля интерьера — натуральность, простота и естественность. Свежий, милый, никакой вычурности — этот стиль угодит и современному, и традиционному вкусу. Скандинавский стиль вобрал в себя такие черты как сдержанность и некоторую суровость. А так-же холодность и молчаливость, а также любовь и уважение к природе. Поэтому интерьеры в скандинавском стиле содержат минимум декора. И выполнены интерьеры в светлых естественных тонах из простых и натуральных материалов.
Натуральные материалы в скандинавском стиле
Дощатые полы из светлого дерева, светлые стены, простая деревянная мебель.
Краска для полов и мебели если и применяется, то таких же светлых натуральных тонов. Это сероватые, бежевые, голубоватые, зеленоватые.
Декорирование здесь почти отсутствует. Но при этом в самобытности этому стилю не откажешь. В скандинавском стиле мы находим спокойствие и упорядоченность.
Скандинавский стиль интерьера – это традиционная любовь к природным материалам. В первую очередь к дереву. Сочетается со стремлением использовать новые технологии его обработки и новые материалы. Например: хромированный металл, стекло, отделку плетёными деталями, декоративные ткани.
Мебель скандинавского стиля
Вся мебель этого стиля — из натурального дерева. Обычно это светлые лиственные породы, реже ель или сосна. Неокрашенное дерево, лишь слегка защищённое слоем прозрачного лака, выглядит очень естественно. Натуральность материала передаётся и форме предметов интерьера.
Освещение в скандинавском стиле.
Главное в любом интерьере скандинавского стиля – это освещённость.
Интерьеры Скандинавии наполнены холодным светом. Поэтому, рекомендую Вам светильники с температурой свечения 4000К.
Лаконичность светильников, ещё одна важная черта освещения в скандинавском стиле.
Обратите внимание на материалы. Лучше всего использовать шпонирование или чистый алюминиевый цвет.
Освещение в скандинавском стиле можно подобрать в этом КАТАЛОГЕ.